Биология - Максимович, Михаил Александрович

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Максимович, Михаил Александрович
2. Память



Михаил Александрович Максимович сентября 1804 — 10 ноября 1873) — выдающийся разносторонний украинский ученый: историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый ректор Киевского университета. Его имя носит Научная библиотека Киевского университета.

Биография

Родился на хуторе Тымкивщина близ Золотоноши.

В 1819 году окончил Новгород-Северскую гимназию.

В 1823 году закончил Московский университет. Был учеником Г. Ф. Гофмана. Защитив магистерскую диссертацию «О системах растительного царства», он получил должность адъюнкта. Работал в библиотеке и университетском Гербарии. С 1824 года в течение 10 лет занимал пост Директора ботанического сада МГУ.

Произвел в 1824—1825 годах большие гербарные сборы в Московской губернии, сохранившиеся и поныне в хорошем состоянии в Гербарии МГУ. Был специально командирован для сбора и описания растений всех уездов Московской губернии и оформил свои изыскания в виде «Списка растений московской флоры», в котором перечислено 926 видов. В 1832 году был командирован на Кавказ, откуда привез богатые коллекции. В 1833 году был избран профессором ботаники. Заведовал кафедрой ботаники Московского университета.

В это время Михаил Александрович Максимович почувствовал упадок сил, тоску по родине и решился перейти в открывавшийся тогда Киевский университет. Назначенный его ректором, он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра гр. Уварова, который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет на Украине, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовичем, который в своих актовых речах проводил именно идею народности.

В 1835 году он сложил с себя звание ректора, а в 1841 году, вследствие усилившейся болезни — и звание профессора; несколько отдохнув, ещё два года читал лекции в качестве частного преподавателя. Тогда же он сделался энергичным членом «Временной комиссии для разбора древних актов» и редактировал материалы для её издания.

Поселясь в своей усадьбе «Михайловой горе», Максимович Михаил Александрович изредка посещал Москву, для свидания с Погодиным, Гоголем и другими московскими друзьями.

В 1857 году он около полугода заведовал редакцией «Русской беседы» и содействовал возрождению «Общества любителей российской словесности».

Максимович Михаил Александрович написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных в 3-х объемистых томах.

До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам:

  • «О системах растительного царства»,
  • «Основания ботаники»,
  • «Главные основания зоологии»,
  • «Размышления о природе»,
  • «Книга Наума о великом Божием мире» -представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 года она выдержала 6 изданий.

Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов — стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии. Максимович Михаил Александрович много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией Максимович Михаил Александрович стал заниматься рано.

Уже в 1827 году он издал «Малороссийские песни», с комментариями; А. Н. Пыпин признает за этим изданием «большую заслугу разумного понимания и исполнения дела».

В 1834 году Максимович Михаил Александрович издал другой сборник, под загл. «Украинские народные песни», a также «Голоса украинских песен»; в Киеве он начал ещё более обширное изд., «Сборник украинских песен».

Изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского языка и словесности. Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу «О значении и происхождении слова». Плодом изучения его русской речи по сравнению с западно-славянской было «Критико-историческое исследование о русском языке»; сюда же нужно отнести его «Начатки русской филологии». Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского, Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования «южно-русского» языка и противником мнений своего «северного» друга М. П. Погодина; так возник известный спор между «южанами» и «северянами» о древности украинского языка.

Максимович Михаил Александрович напечатал свои «Филологические письма к М. П. Погодину» в «Рус. беседе» за 1856 год и «Ответные письма к нему же» в «Рус. беседе» за 1857 год.

В области истории русской словесности Максимович интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности «Словом о Полку Игореве», с другой — памятниками южно-русской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны.

Его труды в этой области:

  • «История древней русской словесности»,
  • «О народной исторической поэзии в Древней Руси»,
  • «Песнь о Полку Игореве»,
  • «К объяснению и истории Слова о Полку Игореве»,
  • «Книжная старина южно-русская»,
  • «О начале книгопечатания в Киеве»
  • и др.

Работы по истории древнерусской киевской и южно-русской словесности ввели его и в область древнерусской и украинской истории вообще. Здесь он занял ещё более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом украинской историографии. Как украинский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и украинскую историю он генетически связывал с древней киевской, а украинскую народность — с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении ее новопришлым народом», основной вывод которой усвоен и развит более поздними историками Украины.

В своей работе «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси» Максимович пишет:

Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до её присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении её с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века… Основанием такого ответа служат письменные акты того времени и книги, печатанные в разных областях Русских… Приведу свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры — «Часослов» 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: «Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския»… Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его — «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим…» Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…».

Работы Максимовича по истории украинского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. Таковы две обширные его рецензии на сочинения Н. И. Костомарова и В. Б. Антоновича.

Важное значение имеют его исследования «О гетмане Сагайдачном», «Обозрение городовых полков и сотен, бывших на Украине со времени Богдана Хмельницкого», «О Бубновской сотне», «О колиивщине» и множество других, более мелких; тут он является предшественником В. Б. Антоновича и А. М. Лазаревского в разработке истории Правобережной и Левобережной Украины; везде у него видны огромная начитанность в источниках и большой критический талант.

Максимович Михаил Александрович как никто знал Киев, его древности и вообще топографию Украины. Его статьи по этим вопросам составляют особый отдел в собрании его сочинений — 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Украины; здесь особенно выдается статья о стрелах, найденных на Днепровском побережье, в которой он блестяще применил свои способности к классификации, приобретенные благодаря занятиям естественными науками.

На старости лет Максимович Михаил Александрович сумел понять и оценить и новых работников, войти с ними в духовное общение. Охотно откликаясь на коллективные научные предприятия, он являлся иногда и инициатором их, выступая, например, редактором-издателем таких сборников, как «Киевлянин» и «Украинец».

Пушкин и Гоголь были в восторге от украинских песен Максимовича; Гоголь питал к Максимовичу Михаилу Александровичу истинную дружбу и вел с ним переписку.

В 1830 году Максимович Михаил Александрович издал альманах «Денницу», в котором мы находим имена Пушкина, Веневитинова, кн. Вяземского, Дельвига, Хомякова, Баратынского, Языкова, Мерзлякова, Ив. Киреевского; в 1831 году появилась 2-я книжка «Денницы», в 1834 — 3-я, опять с целым рядом громких литературных имен. Максимович Михаил Александрович был не чужд и поэзии: ему принадлежат переводы на украинский язык псалмов и «Слова о Полку Игореве», а также несколько оригинальных стихотворений на украинском.

По своим убеждениям Максимович Михаил Александрович был очень близок к украинофильству на его старой романтической основе, не отделяя, однако, в своем представлении Украины от России.



Просмотров: 9485


<<< Максимович, Карл Иванович
Марш, Гофониил Чарлз >>>