Биология - Трояновский, Иван Иванович - Биография

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Трояновский, Иван Иванович
2. Биография
3. Трояновский в литературе
4. Библиография



Выходец из смоленских дворян шляхетского происхождения.

Студентом-медиком занимался оперным пением у А. Д. Кочетовой-Александровой, мечтая об оперной карьере. Уже после его смерти Александр Амфитеатров, учившийся пению вместе с ним, написал:

Трояновский в университете <...> колебался, вступить ли ему в законный брак с медициною или в адюльтер с оперной карьерой. Медицина пересилила. И я думаю, что вовсе не потому, что Трояновский сознал слабость своих голосовых данных, довольно громкий и обширный по диапазону тенор его был, что называется, козловит; но он усердно учился, а при старательном и рациональном учении и не из таких «козлов» выходят удовлетворительные певцы. Нет, победило призвание. И к лучшему, как для самого Трояновского, так и для общества, которое в нём вместо посредственного певца приобрело превосходного врача.

Позже аналогичным образом брал уроки живописи у С. А. Виноградова и достиг серьёзных успехов, но по той же причине оставил и живопись.

После окончания медицинского факультета Московского университета остался в Москве и работал в городских больницах. Работал врачом Московской городской рабочей больницы и больницы Парка городских трамваев, а также больницы Московского коммунального хозяйства. Одновременно занимался обширной частной практикой.

Врачебная практика сблизила Трояновского с В. Д. Поленовым, А. П. Чеховым, Ф. И. Шаляпиным, И. Э. Грабарём, Н. К. Метнером, С. В. Рахманиновым. Был лечащим врачом и близким другом В. А. Серова и И. И. Левитана; обоих лечил от тяжёлой болезни сердца. Под влиянием этого общения начал коллекционировать русскую живопись, преимущественно модернистского направления. Начало коллекции было положено в 1880-х гг. эскизом к картине Василия Поленова «Больная». В начале XX века в коллекции Трояновского насчитывалось более двухсот произведений живописи и графики Серова, Репина, Левитана, Врубеля, Коровина, Грабаря и менее известных художников.

В 1904 году Игорь Грабарь писал в письме брату:

Трояновский покупал у меня за 200 рублей этюд, который я успел уже написать, но я не мог с этого человека взять денег и подарил его ему. Как-то грешно с таких брать. Сам зарабатывает практикой, отказывает себе во многом, только чтобы иметь возможность купить что-нибудь.

В 1917 году передал свою коллекцию на временное хранение в Третьяковскую галерею. В начале 1920-х гг. коллекция была ему возвращена за исключением отдельных, «представляющих ценность для галереи», произведений. В 1928 году, незадолго до смерти, вёл переговоры о передаче коллекции в Русский музей, «стремясь видеть свои любимые вещи в Музее, в исключительном по прочности месте».

В начале 1880-х годов женился на старшей дочери П. Н. Обнинского Анне Петровне Обнинской, получившей в приданое хутор Бугры. По свидетельству А. В. Амфитеатрова, женитьба на Обнинской «вдвинула Трояновского в „элиту“ московской умеренно-левой буржуазии». Бугры были приспособлены для круглогодичного проживания, но Трояновские жили там только летом. В Москве семья жила в небольшом доме на стрелке между Большой и Малой Молчановкой, затем снимала квартиру в новом доме постройки 1907 года в Скатерном переулке на Арбате.

Увлекался садоводством. В парке Бугров высадил редкие древесные породы, десятки сортов сирени. Купивший в 1932 году, после смерти Трояновского, бугровскую усадьбу Пётр Кончаловский после Второй мировой войны подарил саженцы этой сирени главному озеленителю Обнинска Стефании Кудрявцевой, а та рассадила их по всему городу.

Один из крупнейших орхидофилов России и Европы. В 1912 году создал и возглавил Московское общество любителей орхидей. В январе 1913 года в журнале Orchid World была опубликована заметка об обществе, и его появление стало европейским событием. В 1913 году издал книгу «Культура орхидей», до сих пор не потерявшую своего значения. Создал гибрид орхидеи Одонтоглоссум Трояновскианум, от которого сохранилось только изображение. Выстроил в Буграх специальную оранжерею для орхидей, которая через некоторое время сгорела в результате пожара. Узнав об этом, орхидофилы стали присылать ему бесплатно клубни орхидей со всего мира, и коллекция в основном была восстановлена.

Во время летней жизни в Буграх занимался лечением крестьян из окрестных деревень, не беря с них никакой платы. Из-за отсутствия больницы в ближайшей округе занимался также тяжёлыми больными и делал сложные операции.

В 1907 году стал одним из организаторов общества «Свободная эстетика», провозгласившего своей целью содействие «успеху и развитию искусства и литературы». В общество вошли художники В. А. Серов, И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, писатели Андрей Белый, М. А. Волошин, артисты Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, В. И. Качалов, музыканты А. К. и Н. К. Метнеры и многие другие.

Наиболее вероятный автор названия железнодорожного разъезда Обнинское. В 1916 году был включён в состав членов правления частной акционерной компании «Общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги», строившей и эксплуатирующей эту железную дорогу, — как один из двух врачей, отвечающих за медицинскую помощь на линии. Вероятнее всего, Трояновскому, обладавшему правом голоса на всех заседаниях правления, было предложено в соответствии с территориальным принципом назвать разъезд № 15 именем его, ближайшего к разъезду, хутора Бугры, а он выдвинул свой вариант названия — по фамилии породнившейся с ним семьи, владевшей, к тому же, большей частью земель вокруг разъезда. Возможно также, предложенное название стало данью памяти покончившего самоубийством за несколько месяцев до этого события шурина Трояновского Виктора Петровича Обнинского. В 1956 году название станции Обнинское перешло на возникший рядом город Обнинск.



Просмотров: 12981


<<< Сосновский, Игорь Петрович
Халифман, Иосиф Аронович >>>