Биология - Беркут - Беркут и человек

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Беркут
2. Описание
3. Распространение
4. Питание
5. Размножение
6. Экология и охрана
7. Классификация и подвиды
8. Беркут и человек



Этимология

По мнению специалистов, русское название беркут, по всей видимости, пришло из тюркских языков — староузбекского börküt либо казахского bürküt. Известный немецкий языковед русского происхождения Макс Фасмер в словаре «Этимологический словарь русского языка» указывает на схожие названия в других языках из этой и других соседних групп — bircut в татарском, mörküt на телеутском диалекте горноалтайского, bürgüd в монгольском. Так, в мифологии туркмен присутствует персонаж доисламского происхождения Буркут-баба — хозяин дождя, бог, вступающий в спор с самим Аллахом. Буркут-бабу просили вызвать дождь, он погонял облака плетью и вызывал гром и молнию. Название птицы закрепилось и в некоторых славянских языках — украинском беркут и польском berkut, bircut. Российские орнитологи Г. П. Дементьев и Н. А. Гладков в многотомнике «Птицы Советского Союза» указывают, что в валлийском языке существует слово bargud, которое жители Британских островов применяют по отношению к крупным хищным птицам. В толковом словаре Даля приводится ещё одно название птицы — холзан, которое в настоящее время почти не используется.

Охота с беркутом

У кочевых народов Центральной Азии, главным образом казахов, киргизов и монголов, беркут используется в качестве ловчей птицы для охоты на лисиц-корсаков, зайцев, иногда волков, сайгаков и джейранов.

Киргизский охотник-беркутчи

Традиция охоты с беркутом имеет очень древнюю историю — об этом, в частности, свидетельствуют наскальные рисунки, найденные на территории Монголии и относящиеся к андроновскому периоду бронзового века. Потомственные охотники, называемые беркутчи или кузбеги, учатся с детства и секреты мастерства передают из поколения в поколение. Обычно начинающий охотник вначале учится управлять перепелятником и чеглоком, затем пытается приручить тетеревятника, балобана, сапсана или кречета. Только после этого человеку доверяют обучение более крупного, сильного и опасного беркута, всегда под наблюдением более опытного наставника. У казахов каждая птица в зависимости от возраста имеет своё оригинальное название: годовалая — балапан, двухлетняя — кантубит, трёхлетняя — тырнек, 4-летняя — тастулек, 5-летняя — музбалак, 6-летняя — коктубит, 7-летняя — кана, 8-летняя — жана, 9-летняя — майтубит, 10-летняя — баркын, 11-летняя — баршин, 12-летняя — шогел. На дрессировку беркута уходят месяцы и даже годы.

Как правило, к охоте приучают молодых, но уже летающих орлов. Процесс ловли дикой птицы занимает один — два дня: охотник расставляет сеть с приманкой в местах, где охотится птица. Пойманного беркута несколько дней морят голодом и бессонницей. Охотник неотлучно находится рядом с птицей, разговаривает с ней, играет на домбре. Затем дрессируют на кормление с руки. Поначалу дикий орёл не принимает пищу от человека и часто на него бросается, однако спустя время привыкает и становится более послушным. Следующий этап — травля на приманку с набитом соломой чучелом лисицы, привязанном на длинную верёвку. Голодную птицу выносят на улицу с надетым на голову кожаным колпачком — томага, и снимают его в присутствии жертвы. Накинувшейся на добычу птице не дают растерзать её, но награждают куском мяса. Беркута также приучают к седлу, вывозят с хозяином в степь, дают привыкнуть к постоянному покачиванию и цокоту копыт. Особый момент — дрессировка на возврат к руке охотника. После долгих уроков беркут бывает готов к охоте и вместе с тем настолько привыкает с своему хозяину, что более не стремится улететь от него.

Почтовая марка СССР, 1965.

Охотятся зимой с лошади, обычно утром или вечером. Беркута не держат на весу подобно лёгким соколам, а усаживают впереди беркутчи на лошадь. К выступающему изгибу седла, луке, крепится специальная подпорка с перекладиной, на которую кладётся одетая в толстую и длинную кожаную перчатку рука всадника, а сверху на неё усаживается птица. Надетый на глаза кожаный колпачок с бубенцами даёт беркуту ощущение ночи и не отвлекает на дорогу, кожаные ремешки и поводок не позволяют взлететь раньше времени. Приметив дичь, охотник с тревожным криком ослабляет путы, сбрасывает с головы беркута колпачок и подталкивает вверх. Взлетевший орёл с необыкновенной быстротой нападает на преследуемое животное, вцепляется в него когтями, бьёт крыльями, долбит клювом голову, либо перекусывает горло. Подскакивая, охотник уговаривает птицу отпустить зверя, ласково разговаривая с ним и награждая куском мяса. Приняв добычу, беркутчи тут же снимает с него шкуру, а птице снова надевает на глаза колпак, стягивает ноги путами и сажает её на седло.

В культуре народов Алтая

Беркут имел очень важное значение в шаманском облачении древних алтайцев и считался его помощником — об этом, в частности, свидетельствуют петроглифы из памятников наскального искусства Бага-Ойгура, Чанкыр-Кель, Средней Катуни, Караколе. Фигуры летящих птиц, орла и беркута, изображались на тыльной стороне шапки — одном из важнейших атрибутов костюма шамана. Плечи украшали пучки перьев беркута, совы и филина, символизируя двух беркутов или двух соколов — считалось, что эти птицы должны повсюду сопровождать этого посредника между людьми и духами. К беркуту обращался шаман в своих призывах — «с луновидными крыльями, чёрный мой беркут».

В устном творчестве народов Алтая беркут проявляется в двух эпосах — «Когутэй» и «Алтай-Бучай». Последний повествует о двух беркутах, превратившихся в воробьёв, и коне, обернувшемся орлом. Все трое спасают от смерти богатыря Алтай-Бучая и помогают совершить возмездие. В этом же произведении приводится доказательство, что алтайцы так же, как и степные кочевники, использовали этого орла в качестве ловчей птицы на охоте:

Вождь племени Потаватоми с головным убором из перьев беркута

Тратить стрелы не решатся, —
Ловчих беркутов на нас
Пустят, может быть, как раз!

В культуре индейцев

Во многих культурах североамериканских индейцев беркут и белоголовый орлан считаются священными птицами, духовными посланниками богов. Перья, кости и когти, используемые в религиозных обрядах и церемониях, имеют сакральное значение и по значимости сопоставимы с распятием и священным писанием в христианстве. В племени Лакота их преподносят человеку в качестве дани уважения, признания его больших достижений. В былые времена примерами таких достижений у этих народов могли служить храбрость во время битвы или боевое прикосновение до врага при помощи рук, лука, копья, трещотки или плети. Первый удачливый воин получал право прикрепить перо беркута на затылок опахалом вверх, второй воин, дотронувшийся до того же врага, прикреплял перо наискосок под углом в левую сторону, третий приобретал привилегию носить перо в горизонтальном положении, а четвёртый опахалом вниз. Аналогичный знак уважения имелся у народа Оджибве: воин, снявший скальп с врага, награждался двумя перьями на голову, а захвативший в плен — пятью.

Перья идут на изготовление национальных головных уборов, вееров и турнюров. Особую ценность представляют перья молодого беркута — светлые с тёмной полоской по краю. Когти хищников нередко используются как амулеты либо служат аксессуаром во время танцевальных номеров пау-вау. Из костей крыла изготавливают церемониальные свистки, а в древности врачеватели высасывали болезнь из организма с помощью трубчатых костей. В племени Пауни беркут и белоголовый орлан символизируют плодовитость, поскольку строят гнёзда высоко над землёй и отчаянно защищают потомство. Индейцы Квакиутл разбрасывали пух птиц, приветствуя дорогих гостей. Некоторые племена, в частности Кроу и Шошоны, прикрепляли чучело беркута над входом в жилище, считая его «хозяином всех воздушных существ» и «хранителем, защищающим человека от злых духов». Индейцы полагали, что орёл, часто употребляемый с эпитетом буревестник, ближе других приближается к солнцу и является посланником, передававшим сообщения между духами и человеком.

В западной культуре

Герб Мексики — беркут, пожирающий змею.

В большинстве старых европейских языков беркут не имеет своего особого названия. Чаще всего крупных хищных птиц с характерным орлиным обликом называли одним словом — аквила в Риме, аэтос в Греции, орлом на Руси и т. д. Однако беркут, как наиболее крупный из орлов, безусловно привлекал к себе внимание человека. Образ этой птицы часто использовался в древности, например, во Второзаконии — пятой книге Торы и Ветхого завета — забота Господа о Иакове сравнивается с заботой орла о потомстве: «как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога». В мифах Древней Греции орёл ассоциировался с Зевсом — верховный бог посылал его выклевать печень Прометею и сам превращался в птицу, чтобы похитить прекрасного троянского юношу Ганимеда. Штандарт в виде орла был впервые использован персами в 401 году до н. э. в битве при Кунаксе, однако наиболее широко стал применяться римскими легионерами.

Герб Белорецкого района Башкортостана.

В Средние века изображение орла начало появляться на многочисленных фамильных, а затем и государственных гербах. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. В геральдике орёл символизирует силу, мужество, дальновидность и бессмертие. Среди современных государств изображение конкретно беркута имеется только на гербе и флаге Мексики. Этот же орёл официально считается национальной птицей этой страны. Орёл, сидящий на кактусе-опунции и пожирающий змею, появился на государственных символах благодаря преданию ацтеков, согласно которому была основана их столица Теночтитлан. Легенда гласила, что бог солнца Уицилопочтли приказал индейцам поселиться в том месте, где им встретится орёл, сидящий на высоком кактусе и удерживающий в клюве змею, что и было сделано. В 1960 году испанский орнитолог Рафаэль Мартин дель Кампо идентифицировал изображённую птицу как обыкновенную каракару, широко распространённую в Мексике, однако тем не менее на официальном уровне орёл именуется águila real.

Arrano Beltza, геральдический символ наваррских королей из династии Хименес.

Ещё одно примечательное изображение золотого орла имеется на флаге Казахстана. Хотя в описании к флагу название беркут не упоминается, в пояснении к государственным символам подчёркивается, что беркут «занимает особое место в миропонимании кочевников», а «его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию». Из российский регионов золотой беркут присутствует на гербе и флаге Белорецкого района Башкортостана и на флаге города Дальнереченска Приморского края. Из казахстанских регионов пара беркутов изображены на гербе города Костанай.

Современное использование названия

  • Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Павел Попович имел позывной «Беркут».
  • Под тем же названием в СССР был разработан космический скафандр. В скафандре этого типа 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым вышел в открытый космос.
  • Официальное название «Беркут» имеют подразделения милиции особого назначения при областных УМВД Украины.
  • Под названием «Беркут» известен экспериментальный российский истребитель Су-47.
  • Общество с ограниченной ответственностью «Конструкторское Бюро Беркут» занимается разработкой портативных раций в диапазоне Си-Би.
  • Вокалист группы «Ария» Артур Михеев взял себе псевдоним Беркут.




Просмотров: 33321


<<< Берингийский песочник
Бородач >>>