Биология - Челябинский городской бор - История

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Челябинский городской бор
2. Флора и фауна
3. Роль бора в экосистеме
4. История



Карта городского бора в 2010 году

В 40-х годах XVIII века бор имел протяженность свыше 12 километров и доходил на юге, на правом берегу, до поселка Сосновского. Теперь от сосен здесь осталось одно лишь название селения. Площадь бора тогда была более 25 квадратных километров.

В начале XX века Челябинский сосновый бор занимал по длине около 9 верст, располагаясь вдоль обоих берегов Миасса, ширина бора была более 2 верст, то есть площадь его составляла около 18 квадратных вёрст.

В 1914 году «в 6 верстах от Челябинска к югу находится экономия „Михайловка“ тов-ства бр. Покровских, в котором заведено: полеводство, скотоводство, винокуренный завод и лесное хозяйство.» Таким образом, бор заходил дальше современного Митрофановского совхоза и имел протяженность свыше 7 километров, а площадь его была около 16 квадратных километров.

К 1940 году площадь бора еще более сократилась, длина его стала менее 7 километров и не доходила уже на 0,5 километра до Митрофановского совхоза, а площадь бора стала менее 15 квадратных километров. К 1950 году длина его сократилась до 5,5 километра, а к 1966 году, когда каменный карьер на юге бора «съел» уже почти 12 кварталов, то есть площадь около 3 квадратных километров, длина бора стала только 5 километров, а ширина его убавилась за счет строительства в восточной части бора до 2 километров в среднем. Площадь современного бора стала не более 12 квадратных километров. Левобережная часть бора исчезла уже давно, и от «стройных сосен, упирающихся вершинами в небо» не осталось даже пней. А ведь бор левого берега доходил до горы в Заречье. Вот что писал Крашенинников: «В нескольких местах по течению реки ниже поселка Шершневского, берег выражен высоким гранитным обрывом. Здесь стройные сосны высоко поднимают свою колючую крону, далеко оттеняя молодую поросль… Еще восточнее на обнажениях гранита… молодой сосняк вместе с березой окружает старые сосны…» Теперь здесь нет ни одной сосны.

В трудах «Россия», под редакцией знаменитого географа П. П. Семенова-Тян-Шанского есть краткие сведения о том, что за период с 1736 по 1966 год, то есть, за 230 лет, территория бора сократилась более чем на две трети, и особенно интенсивно это сокращение проходило за последние 20—30 лет, в связи с ростом города и его населения. Из 63 кварталов в 1940 году теперь осталось 49.

При строительстве Шершнёвского водохранилища в 60-е годы XX века посёлок Митрофановский был затоплен, а площадь бора ещё сильнее сократилась.

Идея создания автомобильной дороги через городской бор

В 2010 была высказана идея о необходимости строительства автомобильной дороги, проходящей через бор.

Действия сторонников строительства

  • 16 августа 2010 Задачи по этому проекту окончательно еще не сформулированы, но основные объекты разработаны, необходимо лишь доработать детали. При желании новый транспортный коридор можно построить в течение года
  • 09 сентября 2010 Губернатор Челябинской области, на встрече с блогерами, уточнил: трасса пройдет не по территории Челябинского городского бора, а рядом с ним, между лесом и Шершневским водохранилищем
  • 05 октября 2010 Сити-менеджер Челябинска в телепередаче «Своя правда», в дискуссии с представителем инициативной группы в защиту Челябинского бора, утверждает, что никаких планов по строительству автодороги еще не существует
  • 08 октября 2010 член Союза архитекторов России, сотрудник Уральского института урбанистики убеждена, что трасса через Шершнёвский бор необходима Челябинску. Ссылаясь на генеральный план развития областного центра 1976 года и на генплан 1993 года, архитектор считает, что исключить прохождение дороги по лесу никак невозможно
  • 28 октября 2010 Ольга Пономарева отметила, что эта дорога была намечена еще в генплане. «Леса отступают не из-за дорог, а из-за людей», — заявила архитектор. По ее словам, нет ни одной дороги, которая сгубила бы лес
  • 28 октября 2010 «Это бор, это не лес», «Когда ездят машины — лес не гибнет». В пример была приведена улица Татьяничевой. Что некогда она проходила по границе бора и «из-за деятельности человека» опушка леса застраивалась гаражами и прочими строениями. А потом там были построены таунхаусы, и наступление города на бор остановилось
  • 12 ноября 2010 В новостях «СТС-Челябинск»: «инициативная группа», представители КТОС Центрального района, считают необходимым проложить автодорогу через городской бор
  • 12 ноября 2010 Новое предложение по строительству «второго транспортного коридора» через Челябинский городской бор – прокладывать дорогу надо не по берегу водохранилища, а прямо через бор, сделав просеку по диагонали от плотины до Уфимского тракта, заявил в эфире радиостанции «Челябинское эхо» член координационного совета общественно-территориального самоуправления Владимир Высоковский

Защита Челябинского городского бора

  • 23 сентября 2010 Челябинские общественники, блоггеры и просто горожане объединились в комитет в защиту городского бора от вырубки
  • 23 сентября 2010 противники строительства дороги через челябинский бор отправили официальное обращение в генпрокуратуру УрФО и администрацию президента
  • 08 октября 2010 в Челябинске, на перекрестке улицы Кирова и проспекта Победы, на центральной аллее парка имени Гагарина, на перекрёстке улиц Доватора и Воровского, а также на Кировке энтузиасты защиты соснового бора провели одиночные пикеты
  • 18 октября 2010 Подопригора, при встречах с заместителем уральского полпреда Сергеем Сметанюком, и 19 октября 2010 с главным федеральным инспектором по Челябинской области Андреем Андрияновым, обсудил проблему планируемой автодороги через памятник природы
  • 31 октября 2010 в Челябинске прошли сразу три акции в защиту городского бора и против строительства второго транспортного коридора по берегу Шершневского водохранилища
  • 01 ноября 2010 Общественная палата РФ, получив обращение от жителей Челябинской области, которые не хотят, чтобы через городской бор прошла трасса, взяла проблему на контроль
  • 07...10 ноября 2010 "Центр гражданских инициатив "ВЕКТОР" проводит опрос 312 жителей Челябинска, 84% из которых против частичной вырубки городского бора для строительства автодороги
  • 12 ноября 2010 состоялась большая рабочая встреча по проблеме челябинского бора в главном управлении архитектуры и градостроительства Челябинска
  • 16 ноября 2010 Начиная с 1947 года во всех генеральных планах города, а их было четыре, предусмотрена связь через бор. Но та связь, которая обозначена в генпланах, нас не устраивает касательно сохранности вековых сосен


Просмотров: 12179


<<< Чёрный лес