Биология - Мостерин, Хесус - Философия науки

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Мостерин, Хесус
2. Логика
3. Философия науки
4. Практическая философия
5. Антропология
6. История философии



Основные понятия и теории в науке

Роберто Торретти и Хесус Мостерин. Сантьяго, 2004 год

Карл Поппер пытался установить критерии демаркации между наукой и метафизикой, но изменения в развитии теоретической физики способствовали возврату к неопределенности в этом предмете. Мостерин снова рассматривает вопрос достоверности теорий и утверждений. Он разграничивает стандартное ядро научной дисциплины, которое на данный момент времени включает относительно надежные и подкрепленные опытным путем идеи, и облако окружающих его гипотетических предположений. Часть теоретического прогресса состоит во включении новых проверенных гипотез из облака в ядро. В этой связи Мостерин проанализировал такие эпистемологические понятия, как наблюдение и обнаружение. Наблюдение, но не обнаружение, сопровождается осознанием. Обнаружение всегда использует технологические инструменты, тогда как наблюдения лишь изредка. Сигналы, полученные детекторами должны быть преобразованы в типы энергии, доступные для человеческого восприятия. Следуя по пути, открытому Патриком Суппесом, Мостерин обращает внимание на структуру метрических понятий, в связи с их незаменимой посреднической функцией на стыке теории и наблюдения, где обоснованность подвергается испытанию. Он также внес вклад в изучение математического моделирования и пределов аксиоматического метода в характеристике структуры реальности. Реальный мир чрезвычайно сложен, и иногда лучшее что мы можем сделать — это применить метод теоретической науки: выбрать из теоретико-множественной вселенной такую математическую структуру, которая обладала бы формальным сходством с интересующей нас ситуацией, и использовать её в качестве модели для данного фрагмента мира. Вместе с Роберто Торретти Мостерин написал уникальный всеобъемлющий энциклопедический Cловарь логики и философии науки.

Философия биологии

В дополнение к активному участию в дискуссиях о теории эволюции и генетике, Мостерин также поднимает вопросы определения самой жизни и онтологии биологических организмов и видов. Следуя по стопам Аристотеля и Шредингера, он спрашивает: что есть жизнь? Проанализировав главные предлагаемые определения, за основу которых взят метаболизм, размножение, термодинамика, сложность и эволюция, он нашёл их все недостаточными. Верно, что все живое на Земле имеет много общих характеристик, от кодирования генетической информации в ДНК до хранения энергии в АТФ, но эти общие черты лишь отражают наследство общего предка, который, возможно, приобрел их случайным образом. С этой точки зрения, биология человека — скорее лишь наука о жизни на Земле, но не универсальная наука о жизни в целом. Такая универсальная биология не будет возможной до тех пор, пока нет возможности обнаруживать и изучать альтернативные формы жизни в галактике, если исходить из того, что они существуют. Касательно онтологических тезисов об индивидуальности биологических видов Майкла Гизелина и Дэвида Хилла, Мостерин доказывает, что они не являются ни классами, ни индивидуумами в общепринятом значении этих слов, и стремится расширить и сделать более четкими концептуальные границы проблемы. В частности, он показывает формальную эквивалентность теоретико-множественного и мереологического подходов, так что всё, что может быть сказано о классах объектов может быть переведено на индивидуальный язык и наоборот.

Философия космологии

Джон Эрман и Хесус Мостерин. Пенсильвания, 1997 год

Роль научной картины мира в построении рационального мировоззрения всегда была объектом интереса Хесуса Мостерина. Он уделил особое внимание эпистемологическому анализу космологических теорий и достоверности их утверждений. Вместе с Джоном Эрманом он осуществил тщательный критический обзор парадигмы космической инфляции. Эрман и Мостерин пришли к выводу, что несмотря на большое распространение инфляционной парадигмы, и тот факт, что она не противоречит каким-либо известным результатам, нет достаточных оснований для принятия её за основу модели большого взрыва. Мостерин также рассмотрел роль гипотез в космологии. В частности, он демонстрирует многочисленные недоразумения, лежащие в основе так называемого антропного принципа и использовании антропных толкований в космологии. Мостерин заключает, что «в своей слабой версии антропный принцип — лишь тавтология, которая не позволяет нам объяснить что-либо или предсказывать что-либо, чего мы еще не знаем. В сильной версии — необоснованное предположение». Также ученый указывает на недостатки "антропных " выводов из предположения о бесконечности миров о существовании мира идентичного нашему:

« "Предположение, что бесконечность объектов, характеризуемых определенными числами или свойствами, подразумевает существование среди них объектов с произвольной комбинацией этих чисел и свойств ошибочно. Бесконечность не означает, что какая-либо последовательность существует или повторяется. Предположение, что все возможные миры реализованы в бесконечной Вселенной равносильно утверждению, что любое бесконечное множество чисел, содержит все числа, что очевидно неверно." »


Просмотров: 13875


<<< Моби
Мястрица >>>