Биология - Слепоглухота - Классификация
09 февраля 2011Оглавление:
1. Слепоглухота
2. Классификация
3. Классификация слепоглухих по странам
Г. П. Бертынь выделяет следующие формы слепоглухоты:
- Наследственно обусловленные, включающие нарушения слуха и зрения.
- Наследственные нарушения слуха, сочетающиеся с экзогенно обусловленными нарушениями зрения.
- Наследственные нарушения зрения, сочетающиеся с экзогенно обусловленными нарушениями слуха.
- Слепоглухота, обусловленная независимым наследованием дефектов слуха и зрения.
- Экзогенно нарушенные слух и зрение.
- Этиологически неясные наблюдения.
Классификация слепоглухих детей по признакам бывает:
- сенсорная
- речевая
- по уровню социального и психического развития.
По сенсорному признаку
Учитываются степень потери слуха и зрения, а также их сочетания.
- Тотально слепоглухие, у которых наблюдается полное отсутствие зрения и слуха.
- Практически слепоглухие. Минимальные остатки зрительной или слуховой функций, на которые можно опираться
- Слабовидящие глухие.
- Слабослышащие слепые.
- Слабовидящие слабослышащие.
Речевая
Среди слепоглухих нет полного сходства в развитии, адаптации и общении, поэтому возникает дополнительный критерий — речевой.
- Немые. Слепоглухонемые, которые не обладают никакой речью. Умственно отсталые слепоглухие, дети с ранней слепоглухотой, не обучающиеся и не поддающиеся, взрослые в изоляции.
- Словесники. Свободно и грамотно владеют словесным языком, не обязательно устным. Нарушения звукопроизношения не учитываются.
- С нормальной четкой речью.
- С нечеткой, но понимаемой речью.
- С невнятной речью, которую понимают только близкие люди.
- С совсем невнятной речью, которую почти никто не понимает.
- Жестовики. Общаются между собой на жестовом языке, даже если имеют навыки словесной речи. В общении со зряче-слышащими — трудности с грамматикой, оборотами речи и т. п. Делятся в зависимости от соотношения ЖЯ и словесной речи:
- С абсолютным преобладанием ЖЯ, слепоглухие, которые не используют звучащей речи, чаще нигде не обучаются и не знают основ грамоты.
- Жесто-словесники, владеющие элементами словесной речи, но использующие ее только эпизодически со зряче-слышащими.
- Словесно-жестовики. Свободно и грамотно общаются на словесной речи, но с другими жестовиками на ЖЯ. Возможен переход к группе словесников.
Виды чувственных контактов при общении слепоглухих с окружающими:
- Тактильный
- Тактильно-визуальный
- Визуально-тактильный
- Визуальный
- Визуально-аудиальный.
- Тактильно-аудиальный
По уровню психического и социально-личностного развития
Эта классификация создана для того, чтобы правильно обучать, социально реабилитировать и адаптировать слепоглухих.
- Слепоглухие от рождения или с раннего детства. Обучаются изначально как слепоглухие в специальных учреждениях или в семьях.
- Первично глухие с ранней потерей зрения. Сначала обучаются как глухие, а затем как в пункте 1.
- Первично глухие с поздней потерей зрения.. Жестовики в сурдошколах. После потери зрения нуждаются в перестройке чувственных контактов и переориентации на тактильный, тактильно-визуальный лад.
- Первично слепые с потерей слуха до устной речи.
- Первично слепые с послеречевой потерей слуха. Сначала обучаются в тифлошколах, потом происходит перестройка и переориентация.
- Первично зряче-слышащие с дальнейшей потерей зрения и слуха. Обучаются как слепоглухие с учетом опыта зряче-слышащего периода.
- Первично слабослышащие.
- Первично слабовидящие.
Просмотров: 12578
|