Биология - Слепоглухота - Классификация слепоглухих по странам
09 февраля 2011Оглавление:
1. Слепоглухота
2. Классификация
3. Классификация слепоглухих по странам
Классификация слепоглухих
- Слепоглухонемые от рождения или с раннего детства.
- Поздноослепшие и оглохшие, первично зряче-слышащие.
- Поздноослепшие глухонемые
- Позднооглохшие слепые.
Классификация российских ученых слепоглухоты по типам.
Дети с врожденной или ранней слепоглухонемотой.
Основная проблема — социальное воспитание и обучение. Тотально или практически слепоглухие с рождения или раннего детства. Психическое развитие возможно только в специально организованных условиях. Единственно возможный контакт — осязательный. Необходимо добиться от ребенка осязания предметов. По мнению ученых Соколянского и Мещерякова у детей слепоглухих отсутствует ориентировочно-поисковый рефлекс. Нет никакого контакта с окружающими. Методика очеловечивания, опредмечивания естественных нужд ребенка во сне, в еде и пр. Научить ребенка использовать предметы, орудия для удовлетворения своих потребностей.
- 1 этап — выработка у детей навыков самообслуживания.
- 2 этап — удовлетворение нужд ребенка в самостоятельной человеческой деятельности. Соколянский и Мещеряков считают главным условием воспитания слепоглухих развитие активности и самостоятельности в действиях и с предметами, а также развитие средств общения. На этом этапе происходит отделение коммуникативной функции от предметной. Попытка овладеть самыми простыми жестами, через жесты слепоглухой осмысливает средства общения и функции предметов.
- 3 этап — жесты заменяются дактилологией.
Чтобы значение слова зафиксировалось, дается хорошо известный жест и подкрепляется дактильной речью. После чего жест убирается. Когда слепоглухой осознает структурный состав слов дактильно, происходит знакомство с другими шрифтами. Элементарная грамота. Начинают ставить звуки, причем звук приравнивается к дактильному знаку, который соответствует брайлевской букве. Слепоглухой переводит естественные движения, обозначающие предметы в условные обозначения в виде дактильных знаков, брайлевских букв. Необходимо овладение словесным языком, который позволяет включать мыслительную деятельность по отношению к обобщенности предметов. Первичные представления — на базе чувств, вторичные — мышление и контакт с окружающими зряче-слышащими людьми.
Детская или подростковая слепоглухонемота.
Проблема — продолжение развития того, что приобрел до потери зрения и слуха. В полной изоляции происходит распад психики и деградация. Огромные изменения психики — перестройка сенсорных навыков и жизни в целом. Чем позже наступает слепоглухонемота, тем прочнее представления, полученные до нее.
Отличия детской и подростковой слепоглухонемоты:
Детская:
- Сенсорные изменения в организме происходят легче.
- Возможность возобновления речевого общения небольшая, но осуществимая
Подростковая:
- Большая сложность перестройки сенсорной системы на осязание.
- Серьезные изменения в эмоционально-волевой сфере.
- Речевое развитие значительно ниже. Иногда может отсутствовать.
Слепоглухой подросток часто длительное время считает себя зряче-слышащим, и из-за мыслей, расходящихся с реальностью может возникнуть шоковое состояние. Подросткам сложно перейти на осязание. Надо вывести из шока и обучать оживлению чувственной основы образа. Дошкольникам легче. В обоих случаях возможно возобновление словесно-речевого общения. Опора на представления и понятия, полученные ранее и прочно связанные со словесной речью.
Дети с врожденной глухотой и последующей потерей зрения.
Проводить коррекционную работу сложно, так как глухие изолированы, общаются с такими же жестовиками, потеря зрения влечет двойную изоляцию. Поздняя потеря зрения — проблемы перехода к тактильно-визуальному контакту, проблема общения и языка. Чем старше человек, тем сложнее. Активность ослепшего можно восстановить.
Трудности:
- невозможность общаться с говорящими зряче-слышащими.
- невозможность быстро перестроить контакт с миром.
- ограниченность доступа слепоглухих ко всем видам информации зряче-слышащих.
- кризисное состояние приводит к нарушению психического развития.
Просмотров: 12557
|